Взгляд из 2005 года: прогнозы развития винного рынка - Вино и люди

Вино и люди

Новости из мира вина

Взгляд из 2005 года: прогнозы развития винного рынка

В 2005 году основатель журнала Wine International Роберт Джозеф опубликовал 20 предсказаний будущего винного рынка на следующие 20 лет. То есть до нынешнего момента.

Зачем вообще нужна такая «футурология»? Мир вина инертен — виноградники растут долго, традиции формируются десятилетиями (если не столетиями), винная индустрия не только не успевает за изменениями, но часто вовсе не стремится догнать рынок (Джозеф называет это «туннельным мышлением»), это не раз в истории приводило к виноторговым кризисам. ТГ-канал WineRetail выбрал несколько интересных пророчеств известного эксперта и проанализировал их:

Вина станут брендами

Все чаще в качестве брендов будут выступать даже не названия виноделен, а вымышленные марки, какие как сегодняшние Screaming Eagle и Opus One в Калифорнии; Такие названия для высококлассных вин будут важнее, чем регионы и сорта винограда.

WR: Если сегодня попросить назвать дорогие и известные российские вина, в их числе  точно будут «Казак», «Фантом», «Темелион».

Сорт = стиль

Для недорогих вин главным будет сорт.  Ряд сортов-бестселлеров — каберне совиньон, шираз, мерло, пино нуар, шардоне, совиньон блан и рислинг — окончательно станут синонимами определенных стилей вина.

WR: И этот прогноз сбылся. Покупателю в ритейле, в общем, все равно, откуда приехал Совиньон Блан — ЮАР, Чили или из-под Анапы. Лишь бы вкусовой профиль был узнаваем.

Поляризация цен на вина

С одной стороны предлагаются очень дешевые, с другой — очень амбициозные и дорогие. Покупатели не желают платить много за “средние” вина: их любимая полка та, где стоят дешевые бутылки. Естественно, дешевое вино быстро набивает оскомину, но если уж вы такой ценитель, то извольте потратиться. Дорогие вина станут еще дороже.

WR: Прогноз справедлив и для нынешнего российского рынка. Вина до ₽500 днем с огнем не найти. Топовые бренды с ценой от ₽5000 за бутылку растут в цене и делаются все более редкими, а вина по ₽2500-3000 лежат на складах и никуда не торопятся. 

Меньше алкоголя

Лозы, над которыми поработают генетики, и генетически модифицированные дрожжи дадут возможность производить более приятные, но менее крепкие вина.

WR: Роль генетики Джозеф слегка переоценил, но тренд угадан верно. На помощь дрожжам пришли вакуумные деалкоголизаторы.

Винные коктейли завоюют мир

Винодельни начнут делать не только вина, но и другие алкогольные напитки с невысоким градусом, полусухие и игристые, что-нибудь вроде шардоне, купажированого со сброженным соком лайма.

WR: Тут постарались не только винодельни, но общий тренд на «вино повкусней» очевиден.

Вино будет продаваться в бутылках всех форм и оттенков, в коробках, банках, пакетах, канистрах и фляжках

И с чего собственно вы взяли, что вино обязательно должно быть в бутылке 0.75 л, закупоренной корковой пробкой?

WR: Точное попадание. Премиальное розе в пластике. Премии престижных дизайнеров полиэтиленовым пакетам вина. И банки, конечно.

Мы будем много читать о вине, но по-другому…

Лучшие из винных журналов будут печататься небольшими тиражами, но их информацией сможет пользоваться гораздо большее количество потребителей  благодаря удобным приборам вроде карманного компьютера.

WR: В 2005 до выхода IPhone 3 было еще 3 года и современных соцсетей не существовало.

… и по-другому покупать вино

Большая часть вина будет продаваться онлайн с доставкой на дом.

Эти прогнозы ещё продолжают сбываться. А что бы вы добавили в развитие темы? Ведущий нашего ТГ-канала «Вино и люди» Алексей Синельников рискнул добавить четыре футуро-пункта:

✔ Будет меняться не только упаковка, и способ потребления вина. Кто сказал, что его можно пить исключительно из Zalto? 150 лет назад потребители в большинстве своем пили вино из стаканов, а шампанское из креманок. А до этого вообще из чаш. Ужасно же, да? И ничего, пронесли люди любовь к вину и нам передали. Не вижу ничего ужасного даже в пластиковых стаканчиках. В конце концов, задача вина не заставлять нас соблюдать ритуалы, а приносить удовольствие.

✔ Винодельни будут превращаться в многофункциональные туристические центры. Оригинальные типа Винного парка, Скалистого берега или Криницы (ждем еще Белый Мыс). Или имитирующие какие-то узнаваемые паттерны вроде Шато де Талю. Главное, что люди будут готовы проехать тысячи км для того, чтобы сфотографироваться на фоне привлекательной архитектуры, погулять в красивом месте. Не исключаю появление подобного винного диснейленда (ну или специализированных отелей) вне винодельческих регионов, рядом с каким-нибудь мегаполисом посевернее.

✔Средствами рассказов о вине будут не только соцсети, но и кино- и телеформаты. Это скорее прогноз про российский рынок. В мире это успешно происходит. Мы же миновали стадию документальных фильмов не очень высокого качества, сейчас появилось много интересных док-продуктов (восхитился на соответствующей сессии недавнего Саммита виноделов). Ждём теперь сначала плохих, а потом отличных художественных фильмов по теме вина. («Хороший год», кстати, вышел через год после прогноза Джозефа).

✔Думаю, что изменится и система оценки вина. Сейчас высоким профи искренне неинтересно работать с 500-рублевым вином. Но именно его пьет гигантская часть потребителей. Все большее значение будет иметь мнение специальных платформ типа Вивино или разнообразных комьюнити. А возможно, и комбо. Вокруг подобных платформ будут формироваться комьюнити, влияющие на оценку. Но эту мысль я ещё не додумал.

✔Но комьюнити, собирающиеся вокруг опиньон-лидеров, это тренд, уходящий в будущее. И рождён он феноменом соцсетей. Возьмите пример Руденко. В какой бы сети он не возник, вокруг него появляются тысячи потребителей, с которыми Денис в постоянном контакте. Или комьюнити вокруг Нади Темниковой, где обсуждают вина из «Красного и белого». Сотни и тысячи людей толкутся там постоянно и им всегда есть, о чем поговорить. Традиционной винной журналистике ничего подобного и не снилось. Кстати, наличие множества разнообразных комьюнити может заставить виноделов предлагать им специальные тиражи вин. Делают же они такие партии для ресторанов, например. Почему бы то же самое не проделать для хорошо мотивированных сообществ? И кого из комьюнити будет волновать оценка профи, если это конкретное вино сделано сугубо для них, в содружестве с ними? Эмоциональное подчас сильнее вкусового. Это к вопросу предыдущего пункта — о модификации системы оценок.

Фото: ru.freepik.com © rawpixel.com

Подробнее →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *