В дискаунтере матрица в 30 бутылок и 15 из них российские — доля 50%. В винотеке ассортимент 2,5 тысячи — 450 российские, до 20% не дотягивают. Значит ли это, что дискаунтер лучше представляет отечественное виноделие, чем винотека?
Такими вопросами задаётся информационный центр современной виноторговли Wineretail на фоне предложения Минпромторга об обязательной квоте российского вина на полке. Вообще подсчёт продаваемого — вещь лукавая. Посмотрите на диаграмму. В литрах одна история, в рублях другая, в этикетках — третья.
В литрах у нас более половины объема продаж. В деньгах ситуация чуть скромнее, но всё же существенно лучше, чем несколько лет назад, когда рынок российского вина при общем объеме в 60% в деньгах не дотягивал и до 35%. Освоение более дорогих категорий на полках супермаркетов очевидно.
Сколько наименований российского вина есть на полках? На фоне других показателей, 13% — это как то маловато. То есть вина продается много, но эти лидеры продаж с миллионными объемами в литрах — считанные торговые марки.
Всего на рынке 25000 этикеток. Минпромторг приводил оценку всего объема российской винодельческой продукции — порядка 8 тысяч наименований. Если отнять отсюда винные напитки, разные литражи, а иногда и вино разных лет, которое регистрируется в ритейле отдельно, приходим к цифре в 5000, или к 20 процентам. На самом деле, возможно, — меньше.
А вот теперь следите за руками.
Всего в России насчитывается 13 регионов, где доля российского вина в СКЮ в ассортименте ниже 20%. Среди них Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород. Сплошь винные столицы. Зависимость такая — чем больше вина продает город, тем меньше доля России в %% от ассортимента.
На последних трех местах по показателю средней доли российского вина в этикетках в розничной торговле регионов:
- Москва — 9,1%
- Санкт-Петербург — 11,9%
- Московская область — 12,4%
Значит ли это, что какую-нибудь бутылку отечественного винодела проще найти в Тюмени или Твери, чем в столице? Вопрос риторический.
Есть ещё фактор формата розничной торговли. То, с чего начали этот пост. Или, например, продажи в ХоРеКа. Если дать оценку в литрах, уже сейчас продажи российского вина в этом канале — 45,71%. Но если посчитать в этикетках…
Фото: Wineretail
Подробнее →