16 октября в эфире нашего канала в Телеграм состоялся разговор с вице-президентом Ассоциации экспертов ритейла Александром Ставцевым.
После эфира Александр выложил в своём блоге некоторые обобщения. Публикуем в сокращенном виде.
Винотеки, несмотря на жесткую конкуренцию, самостоятельное и растущее явление на рынке. Винотеки обычно относят к ХоРеКа. Широкий ассортимент, обеспеченный покупатель, высокие компетенции в работе.
До 500 объектов по стране (отдельные винотеки и небольшие сети до 5-8 объектов) можно условно отнести к «винотекам». Это, вроде бы, не так много (всего в России больше 200 тыс лицензий на продажу алкоголя), но один такой объект может продавать вина в литрах втрое больше, чем средний гипермаркет, при более высоких средних ценах на бутылку.
По показателю эффективности продаж («оффтейк»), около 120 независимых объектов в стране продают 30-40 тысяч литров вина в год на точку и больше (напомним, что ритейлеры, такие как «Табрис», МЕТРО, Азбука вкуса и даже такие сети, как Drinx в этот расчет не входят – это именно независимые игроки и небольшие сети). Есть и настоящие монстры продаж с объёмом выше 100 тыс. литров, но это уже больше про онлайн. Один серьезно упакованный объект, даже в не самом богатом регионе, может делать дневную выручку на алкоголе больше, чем сеть из сотни обычных алкомаркетов.
Ассортимент. На полках таких объектов может быть представлено до 4 тысяч наименований вина. В марафоне «Вино и люди» поучаствовали винотеки с матрицей от 700 до 2 500 позиций. Много ли в России ресторанов с картами в 1000 вин?
Большой ассортимент – это всегда серьезные компетенции в работе с вином. То есть, это штаты кавистов, собственные программы обучения и т. д.
Доля российского вина в винотеках (исключая специализированные) меньше в sku, чем в ритейле. В супермаркете «Перекресток» сейчас доля России, по нашим оценкам, стремится к трети. В матрице южных регионов – до 300 позиций.
В МЕТРО, где матрица шире, доля России примерно 20%.
В винотеке в Петропавловске-Камчатском на 2,5 тыс. ассортимента, 20 позиций России. В «Винотеке Соловьёва», занимающей активную позицию по продвижению российского вина, примерно на 2000 наименований, около 100 позиций России.
Лидер по доле российского вина, которого нам удалось выявить уже «за эфиром» — это две винотеки сети «Теория by AST» — в Москве на Комсомольском и в Питере на ул. Марата. В каждой около 980 позиций вина и 1100 позиций вместе с российскими коньяками, это 40% от общего ассортимента, в который также входит импортное вино и крепкий алкоголь. Тут надо отметить, что эти винотеки – часть проекта krasnostopRU, который с российскими винами работает уже лет 10.
О каких препятствиях винотеки говорят в эфире и «за эфиром»:
Нужно больше информации. Вино продают знания, правильная подготовка кавистов. До регионов виноделы практически не доезжают (рекордсмен по поездкам — Дача Сердюка).
Предложенное решение: он-лайн дегустации с виноделами. Ковид научил работать дистанционно. Вино передаётся в регион – винодел вещает откуда угодно.
Проблемы формирования ассортимента:
Недостаток ликвидных российских вин, квоты на самых популярных виноделов
Сложности в закупках напрямую у виноделен, не у всех есть стабильно работающие отделы продаж
Предложенное решение: единая база российских вин, в идеале – с возможностью закупки.
Вопросов ещё много. Продолжим тему.
Полная версия беседы
Фото: t.me/wineretail
Подробнее →